АО «НК «Қазақстан темір жолы» (ҚТЖ) — крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, ҚТЖ обеспечивает качественную основу устойчивого роста бизнеса своих клиентов, создает стоимость для единственного акционера и приносит пользу потребителям посредством предоставления безопасных и конкурентоспособных перевозочных услуг.

ҚТЖ – лидер среди компаний-аналогов по устойчивому развитию, качеству и экономической эффективности предоставляемых услуг. Компания стремится к совершенствованию бизнес-процессов, цифровизации деятельности и повышению профессионализма работников.


Направления деятельности компании
  • Услуги магистральной железнодорожной сети;
  • Железнодорожные грузовые перевозки;
  • Железнодорожные пассажирские перевозки;
  • Транспортно-логистические услуги;
  • Оперирование грузовыми вагонами.

Акционеры
100%
АО «Самрук-Қазына»
Текущий статус

Согласно решению Госкомиссии от 10 июня 2020 года срок проведения IPO ҚТЖ определен на 2023 год. Однако, в связи с тем, что в ближайшее время не ожидается значительного улучшения финансового состояния компании до уровня, достаточного для проведения IPO, возможен перенос срока IPO ҚТЖ на 2025 год.

ESG повестка

ESG-факторы предусмотрены Стратегией развития ҚТЖ до 2029 года в рамках стратегической цели по обеспечению устойчивого развития, которая состоит из трех инициатив:

  • - Повышение социальной стабильности и развития кадрового потенциала. Для этого компания создаст максимально благоприятные условия для жизни и работы своих сотрудников, предоставляя им полный социальный пакет и возможность обучения и повышения профессиональных навыков; улучшит условия жизни населения Казахстана, создавая новые рабочие места, снижая транспортную составляющую, повышая мобильность населения и реализуя благотворительные проекты. С целью повышения материального благосостояния работников компании, в 2021 году среднемесячная заработная плата работников увеличена на 20%, а в 2022 году – еще на 25-35%;
  • - Экологическая устойчивость. Компания продолжит минимизировать негативное воздействие на окружающую среду за счет рационального потребления природных ресурсов, последовательного сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ, снижения объемов образования отходов и их повторного применения, а также использования энергосберегающих технологий;
  • - Совершенствование корпоративного управления. Компания продолжит повышать эффективность системы управления рисками, внутреннего контроля, устойчивого развития и прозрачности деятельности. По итогам проведения независимой диагностики рейтинг корпоративного управления ҚТЖ оценен на уровне «BB».

Повестка распространяется на все дочерние организации ҚТЖ.

Углеродный след

Углеродный след компании включает в себя прямые и косвенные выбросы.

Прямые выбросы парниковых газов осуществляются в процессе эксплуатации передвижных источников (тепловозов, дрезин, автомобилей) и стационарных потребителей (котлов, котельных, печей).

С 2013 по 2021 годы наблюдается динамика снижения прямых выбросов СО2 на 7% (с 2 079 тыс. тонн до 1 941 тонн).

Динамика эмиссий в окружающую среду в период с 2019 по 2021 год, тыс. тонны.

Доля эмиссий загрязняющих веществ, %

Объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в период с 2019 по 2021 год, тонны.


Инвестиционная привлекательность

Стратегия развития компании до 2029 года утверждена решением Совета директоров АО «НК «ҚТЖ» от 6 сентября 2019 года №13.

Стратегией предусмотрено пять стратегических целей:

  • 1. Вывод компании из зоны финансового риска и обеспечение финансовой устойчивости;
  • 2. Повышение эффективности компании;
  • 3. Повышение удовлетворенности клиентов;
  • 4. Гарантирование безопасности движения поездов;
  • 5. Обеспечение устойчивого развития компании.

Ключевые преимущества:

  • - перевозочная деятельность компании обеспечивает экономическую взаимосвязь с 14 областями РК и 3 городами республиканского значения, и через 16 стыковых пунктов - с пятью соседними странами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном;
  • - по объему грузооборота и доходам ҚТЖ входит в 15 крупнейших железнодорожных компаний мира;
  • - дочерняя компания - АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» имеет статус национального перевозчика грузов с долей рынка 96%. До конца 2018 года данный сегмент был монопольным – 100% доли принадлежало компании. Государство планирует развить конкуренцию в данном сегменте и в конце 2018 года в рамках пилотного проекта на инфраструктуру допустили 2 частных перевозчиков: ТОО «DAR Rail», осуществляющего перевозку на 10 маршрутах и ТОО «ТТТ Сервис» - осуществляющего перевозку на 15 маршрутах;
  • - доля грузооборота ЖД-перевозок по сравнению с автотранспортом и трубопроводом составляет 50%;
  • - дочерняя компания – АО «Пассажирские перевозки» осуществляет перевозки пассажиров на всей сети ҚТЖ с долей рынка 74%;
  • - доля рынка вагонного оператора и дочерней компании АО «Қазтеміртранс» - 43%;
  • - ҚТЖ - крупнейший работодатель страны. В группе компаний работают более 113 тыс. человек.

Группа компаний АО «НК «ҚТЖ» - крупнейший в стране собственник локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, а также один из самых крупных работодателей в Казахстане.



По протяженности железных дорог Казахстан занимает 3 место среди стран СНГ и Балтии с шириной колеи 1520 мм.

Производственные результаты

Грузовые перевозки

Тарифный грузооборот компании вырос с периода 2019 по 2021 год. Рост обусловлен увеличением грузооборота в импортном и транзитном сообщениях.


Транзит в контейнерах вырос на 22% к уровню 2020 года и составил 1 066 тыс ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент).

Грузооборот в период с 2019 по 2021 годы, млрд т-км



Транзит в контейнерах в период с 2019 по 2021 год, тыс. ДФЭ

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот компании в 2021 году вырос на 49,9% к уровню 2020 года и составил 9 524,3 млн п-км.

Компания показывает положительную динамику по ключевым финансовым показателям.




Финансовые показатели
ед изм
2019
2020
2021
Активы
млрд тенге
3 341,9
3 367,2
3 604,1
Доходы
млрд тенге
1 140,0
1 173,8
1 330,2
EBITDA
млрд тенге
302,9
349,5
408,4
Чистый доход
млрд тенге
-70,2
16,2
119,1
Долг
млрд тенге
1 511
1 606
1 643
Долг/EBITDA (не более 3,0)
коэф
5,2
4,8
4,0
Налоги
млрд тенге
94,3
91,4
120,8
Производственные показатели
ед изм
2019
2020
2021

Грузооборот (ж/д)

млрд ткм
224,0
231,8
233,3
в т.ч. контейнерный транзит
тыс ДФЭ
664,6
876,0
1 065,6
Пассажирооборот (ж/д)
млрд пкм
14,0
6,4
9,5

Рейтинг корп управления BB
Fitch Ratings ВВВ-
  • Вертикально-интегрированные перевозки
  • Пассажирские перевозки
  • Вспомогательная деятельность
  • Логистическая деятельность
Вертикально-интегрированные перевозки
  • АО «Казтеміртранс»
  • ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки»
  • ТОО «Кедентранссервис»
  • ТОО «Порт Курык»
Пассажирские перевозки
  • ТОО «КТЖ-Пассажирские Локомотивы»
  • АО «Пассажирские перевозки»
  • АО «Вагонсервис»
Вспомогательная деятельность
  • ТОО «Военизированная железнодорожная охрана»
  • ТОО «Темiржолсу»
  • АО «Транстелеком»
Логистическая деятельность
  • АО «Объединенная транспортнологистическая компания Евразийский железнодорожный Альянс» (33,33%)
  • АО «KTZ-Express»
  • ООО «Китайско-казахстанская международная логистическая компания» (49%)
  • YuXinOu(Chongqing) LogisticsCo., Ltd (16,30%)
  • ООО «KTZ ExpressHongKong»
  • ТОО «KTZE-KhorgosGateway» (51%)
  • Xinjiang KTZ International LogisnicsCo.LTD
  • ТОО «KIF WAREHOUSES» (51%)