Стратегия развития компании до 2029 года утверждена решением Совета директоров АО «НК «ҚТЖ» от 6 сентября 2019 года №13.
Стратегией предусмотрено пять стратегических целей:
-
1. Вывод компании из зоны финансового риска и обеспечение финансовой устойчивости;
-
2. Повышение эффективности компании;
-
3. Повышение удовлетворенности клиентов;
-
4. Гарантирование безопасности движения поездов;
-
5. Обеспечение устойчивого развития компании.
Ключевые преимущества:
-
- перевозочная деятельность компании обеспечивает экономическую взаимосвязь с 14 областями РК и 3
городами республиканского значения, и через 16 стыковых пунктов - с пятью соседними странами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном;
-
- по объему грузооборота и доходам ҚТЖ входит в 15 крупнейших железнодорожных компаний мира;
-
- дочерняя компания - АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» имеет статус национального перевозчика грузов с долей рынка 96%.
До конца 2018 года данный сегмент был монопольным – 100% доли принадлежало компании. Государство планирует развить конкуренцию в данном сегменте и в конце 2018 года в рамках пилотного проекта на инфраструктуру допустили 2 частных перевозчиков: ТОО «DAR Rail», осуществляющего перевозку на 10 маршрутах и ТОО «ТТТ Сервис» - осуществляющего перевозку на 15 маршрутах;
-
- доля грузооборота ЖД-перевозок по сравнению с автотранспортом и трубопроводом составляет 50%;
-
- дочерняя компания – АО «Пассажирские перевозки» осуществляет перевозки пассажиров на всей сети ҚТЖ с долей рынка 74%;
-
- доля рынка вагонного оператора и дочерней компании АО «Қазтеміртранс» - 43%;
-
- ҚТЖ - крупнейший работодатель страны. В группе компаний работают более 113 тыс. человек.
Группа компаний АО «НК «ҚТЖ» - крупнейший в стране собственник локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, а также один из самых крупных работодателей в Казахстане.
По протяженности железных дорог Казахстан занимает 3 место среди стран СНГ и Балтии с шириной колеи 1520 мм.
Производственные результаты
Грузовые перевозки
Тарифный грузооборот компании вырос с периода 2019 по 2021 год. Рост обусловлен увеличением грузооборота в импортном и транзитном сообщениях.
Транзит в контейнерах вырос на 22% к уровню 2020 года и составил 1 066 тыс ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент).
Грузооборот в период с 2019 по 2021 годы, млрд т-км
Транзит в контейнерах в период с 2019 по 2021 год, тыс. ДФЭ
Пассажирские перевозки
Пассажирооборот компании в 2021 году вырос на 49,9% к уровню 2020 года и составил 9 524,3 млн п-км.
Компания показывает положительную динамику по ключевым финансовым показателям.